Главные события в мире гостиничного бизнеса

четверг, 29 июля 2010 г.

Новая программа по развитию внутреннего туризма в РФ

О развитии внутреннего туризма в России разговоры идут давно. Нынешний год оказался богат на различные выставки, круглые столы, форумы и другие мероприятия, посвященные этой теме. Однако разговоры разговорами, а до дела дошло только сейчас – Правительством РФ была утверждена концепция федеральной целевой программы (ФЦП) "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2016 годы".

Конечно же, развитие любого бизнеса предполагает привлечение финансовых средств. К развитию туристической сферы планируется подключить частных инвесторов, а остальное добавить из федерального бюджета. Тем не менее, вкладывать любые средства должно быть, прежде всего, выгодно. А законодательная база туриндустрии у нас еще не настолько совершенна, да и льгот для привлечения таких крупных инвестиций не хватает. Возможно, для начала стоит заняться решением этих вопросов, как почвы для стимулирования развития туриндустрии.

Тем не менее, интернет-газета rb.ru уже опубликовала конкретные цифры – предварительный вариант расчетов финансирования федеральной программы по туризму. Они таковы: «общий объем финансирования программы рассчитан в ценах соответствующих лет и составляет 332 млрд руб. В том числе средства федерального бюджета составят 96 млрд руб (28,9%), средства бюджетов субъектов федерации, включая бюджеты муниципальных образований, - 25 млрд руб (7,5%). Внебюджетные средства - 211 млрд руб (63,6%). Бюджетные ассигнования федерального бюджета предполагается предусмотреть по направлению "капитальные вложения" в размере 92 млрд 985,6 млн руб и по направлению "прочие расходы" - 3 млрд 014,4 млн руб».

Механизм финансирования

Каковы же способы получения необходимых для реализации ФЦП инвестиций? Согласно концепции программы, кластерный подход, в последнее время популярный в экономике, позволит на 1 рубль из федерального бюджета получить порядка 2,2 рублей внебюджетных инвестиций. В концепции предусмотрены и риски, правда, несколько односторонне. В частности, говорится, что если инвестиций не хватит, то за счет федерального бюджета эта нехватка пополняться не будет.

Минспорттуризм РФ, Минрегион РФ и Ростуризм определены госзаказчиками программы. Кроме того, Минспорттуризм РФ является также ее координатором и призван обеспечить разработку проекта программы и своевременно внести его в правительство РФ.

Основой для взаимодействия госзаказчиков с органами исполнительной власти субъектов РФ станут соглашения на основе государственно-частного партнерства с потенциальными инвесторами, согласившимися принять участие в финансировании туристических комплексов.

Реализация программы

Концепция ФЦП оказывается по-настоящему масштабной, включает в себя множество условий и способов их выполнения. Например, прибыль для государства от реализации данной программы планируется получать, благодаря инвестициям, государственно-частному партнерству и, наконец, пожалуй, самому важному моменту – созданию благоприятных условий для развития турбизнеса. Результатом, а, следовательно, и дополнительным источником доходов, станет увеличение турпотока, благодаря которому появится множество дополнительных рабочих мест, будет пополняться бюджет на всех уровнях, а также расти ВВП.

Кроме того, будет значительно улучшена туристическая инфраструктура и сервис, ведь этот самый турпоток надо будет где-то и как-то принимать. Соответственно, будут строиться новые объекты, разрабатываться маршруты и создаваться бренды. Появятся новые турпродукты и туруслуги. Отдых согласно концепции программы обещает стать вполне бюджетным времяпрепровождением, доступным широким слоям населения, причем, как иностранного, так и русского. И, конечно же, туристические возможности России будут активно рекламироваться как внутри страны, так и во всем мире. Причем рекламные программы будут преимущественно некоммерческими.

Результаты программы

Как уже говорилось, в концепции запланировано, что конкурентоспособные цены и повышение качества туристических услуг повысят интерес самих россиян к ресурсам собственной страны. Соответственно, вырастет спрос на туруслуги, а прибыль от их оказания увеличится и начнет поступать в госбюджет и региональные бюджеты. Кроме того, повысится занятость населения, так как появится сфера, где потребуются сотрудники.

Такое развитие должно повлиять и на туристскую инфраструктуру. Если вначале будет необходимо приложить руку к ее созданию и улучшению, то затем она начнет развиваться самостоятельно, появятся предприятия малого и среднего бизнеса, новые специальности. К созданию рабочих мест будет вести уже предпринимательская инициатива, да и сами туристические профессии станут престижными и востребованными.

Как дополнительный стимул для частных инвестиций планируется использовать субсидии процентных ставок по кредитам и займам, направленным на вложение в туристические объекты «с длительным сроком окупаемости».

Планы и реальность

В программе рассчитаны предполагаемые цифры, к которым должна привести ее реализация, а именно:
- иностранный турпоток увеличить в 7 раз,
- русский в 1,4 раза,
- объем платных услуг для туристов – в 4,4 раза,
- объем гостиничных услуг – в 3,9 раза,
- число сотрудников туротрасли – в 1,4 раза.

А вот о чем свидетельствуют реальные данные о туристической посещаемости нашей страны, по данным rb.ru: «в 2004 году Россию посетило 2.6 млн. иностранных туристов, в 2005, 2006 и 2007 – по 2.3 млн., а в 2008 - 2,2 млн., что даже меньше чем в 1997 году. В 2009 въездной туризм снизился на 8,5%, примерно на 200 тысяч человек, по сравнению с 2008 годом. А вот в первой половине этого года поток иностранных туристов в Москву вырос на 15,3% по сравнению с показателями первого полугодия 2009 года. Страну посетили 760 тысяч 515 человек».

Да и президент Российского Союза Туриндустрии Сергей Шпилько в интервью тому же интернет-изданию говорит, что от планов к их реальному воплощению дорога непростая. В частности, интерес инвесторов к данной сфере будет зависеть от того, какие условия им обеспечатся с точки зрения земельной, строительной документации, маркетинговых решений, планов окупаемости проектов и т.п. Все эти моменты отразятся в программе, которая будет разработана на основе нынешней приблизительной и предварительной концепции.

По мнению Сергея Шпилько, только комплексное решение туристических задач поможет в развитии туризма, поскольку сама эта отрасль представляет собой один большой комплекс. Необходимо четкое планирование всех моментов, начиная от совершенствования нормативно-правовой базы, упрощения туристических формальностей, оптимизации налогообложения, снижения транспортных тарифов и т. д.

Аналитик ИК Финам Анна Зайцева высказала по отношению к программе предположение, что результаты ее могут мало чем отличаться от результатов предыдущих программ, поскольку их концепции схожи. Возможно, первоначальное ужесточение правительственного контроля над реализацией ФЦП в регионах и заставит региональные власти первое время активно заниматься привлечением инвестиций и создавать свои собственные турпрограммы. Однако превратится ли эта деятельность в правило – трудно сказать.

В целом, по отметкам Анны Зайцевой, туристическая сфера никогда не была особенно интересной для инвесторов, поэтому, возможно, никакие льготы, субсидии и снижение налогов особенно не изменят эту ситуацию. И хотя финансирование туризма из бюджета – положительное решение, государственных средств для этого мало. "С учетом того, что большинство наших предприятий сбросило с себя всю "социалку" единственный кроме государства инвестор, который реально был заинтересован в развитии турсектора, также сброшен со счетов", - говорит Анна в интервью rb.ru.

Комментариев нет:

Отправить комментарий